СЛАВЯНКА «Может, песней я перед Богом оправдаюсь…» (июль-август 2013 год)
25 июня 2013 год. Беседовала Елена Волкова.
— Светлана, с тех пор, как Вы были гостьей «Славянки», прошло пять лет. Что изменилось в Вашей жизни и в творчестве за это время?
— Неужели прошло пять лет?.. Даже не верится… Да… За пять лет не только в моей жизни многое изменилось! С моей стороны, что… Сочиняю, репетирую, пою. А вот то, что концерты уже не камерные, что все больше людей хотят слушать о Боге, о вечных истинах — это самая замечательная перемена в моей жизни. Сегодня связь со зрителями и слушателями уже не только на концерте — письма приходят тысячами. Значит, что-то меняется и в наших людях, в самом обществе на фоне всеобщей духовной деградации растет и доля тех, кто обращается к свету.
— Каковы Ваши творческие планы? Чем планируете удивлять и радовать своих поклонников?
— Планов громадье! Дай Бог только душевных и физических сил, ну, и ума, конечно, чтобы все это воплотить! К осени готовлю очередной альбом песен-притч «От земли до неба». На Царские дни в Екатеринбурге, Алапаевске и Верхотурье планирую представить альбом к 400-летию Дома Романовых «Прости нас, Государь!», куда войдут известные композиции и три новые песни. Хотелось особенно почтить память Царственных мучеников, поэтому я решила собрать произведения из разных альбомов в один. Название для альбома «Прости нас, Государь!» я, как это ни странно, увидела на московских биллбордах с изображением императора Николая II. Я вижу такие плакаты в других городах, преимущественно на трассах. Помню, когда впервые увидела, была поражена, и так возликовало мое сердце! На более отдаленное будущее тоже есть планы, но, думаю, пока рано о них говорить.
— К Пасхе вышел Ваш новый альбом. О чем он?
— Новый альбом называется «Люблю». Это первый альбом, куда вошли песни на стихи других авторов. Это стихи протоиерея Андрея Логвинова из Костромы, петербургской поэтессы Татьяны Егоровой, москвичек Надежды Бауман, Нины Малаховой и Марины Шуршаковой, Ксении Кирилловой из Екатеринбурга, а также стихи неизвестных провинциальных авторов — Василия Полушкина из Тюмени и Виктора Перепелки из Печор.
— В качестве автора песен Вы в свое время сотрудничали с такими исполнителями, как К. Орбакайте, В. Малежик, А. Укупник, И. Саруханов. Что заставило Вас завершить это сотрудничество?
— Встреча с моим будущим духовным отцом протоиереем Артемием Владимировым. До встречи с ним я уже несколько лет ходила в храм, но продолжала и в кино сниматься, и писать песни, которые особо ничего не давали ни уму, ни сердцу. А когда появился батюшка, он был духовником лицея, где учился мой сын, во мне произошли такие духовные перемены, что я больше не могла писать эстрадные песни. Поняла, что мне нужно прославлять имя Господа, а не тратить данный мне дар на однодневные песни… Мой духовник об этом ничего не говорил, но так повлиял на меня… И я связываю поворот своего творчества в иное русло именно с его приходом в мою жизнь.
— Вас называют первооткрывателем такого жанра как «песня-притча». Этот жанр стал очень востребован в среде православных людей, чем Вы можете это объяснить?
— Этот жанр привлекателен тем, что предлагает слушателям поучительную историю без назидания. Обычно православные авторы-исполнители любят призывать к чему-то: не осуждай, люби Бога, молись и т.д. Это часто вызывает отторжение — «Не учите меня жить!» Поэтому в своем творчестве стараюсь этого избегать. Я пишу про себя, про свои грехи, и если уж кого-то обличаю, то пишу не «ты», а «мы» — «как мы часто не замечаем свой осуждающий взгляд». В притчах не бывает прямого поучительства. Да и сюжеты я стараюсь подбирать интересные, закрученные, с непредсказуемым финалом.
— В чем Вы видите основное отличие духовной песни от песни светской?
— Если честно, я не понимаю термина «православная песня», ведь православным может быть человек, общество, вера. Например, что общего у моих песен, таких, как «Окно», «Бирюзовый платок», «Про собаку» с Православием? Там ни слова о Боге, но они рассматривают нравственные аспекты. Я различаю песни хорошие и плохие. Ну, а духовные песни — это песни о Боге и спасении души.
— С чем связано отсутствие интереса к духовной песне среди широких масс?
— Мне кажется, отсутствие интереса среди широких масс связано с определенным стереотипом и довольно низким уровнем этих песен. Очень мало достойных авторов в этой области. Я, например, в своих афишах стараюсь не указывать свою принадлежность к религии, чтобы не оттолкнуть тех околоцерковных людей, чья душа еще только ищет Бога. Эти люди могут заинтересоваться авторской песней и прийти, а если увидят определенную религиозную направленность, не придут, потому что «православная песня» уже набила определенную оскомину.
— Светлана, Вы счастливы?
— Думается, что каждый церковный человек, пытающийся жить с Богом — уже счастлив. А если у него есть возможность еще и потрудиться для Церкви и для Бога, то это — великое счастье. У меня такая возможность есть. Конечно, я счастлива, потому что делаю то, что мне по душе. Каждая душа по своей природе христианка, и она тоскует по истине, как бы ее ни пытались уничтожить, подменить, скрыть. И если через песню Господь касается чьего-то сердца, и оно начинает умягчаться и тянуться к этой истине, то большего счастья мне не надо. Я благодарна Господу за то, что Он дает мне возможность послужить людям, занимаясь любимым делом. В песне про блаженную Матрону есть слова: «Помолись в своей Обители Небесной, чтобы у меня еще рожались песни. Может, ими я пред Богом оправдаюсь…»