Липецкая Митрополия — «ЛЮБЛЮ РОССИЮ». ГОСТЬ САЙТА: ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ СВЕТЛАНА КОПЫЛОВА (октябрь 2015)
… Люди выходили из зала с просветленными лицами. Закончился концерт Светланы Копыловой в Липецком областном центре культуры и народного творчества. Особые почитатели творчества Светланы Вадимовны задержались — получить автограф у любимой исполнительницы, задать какие-то личные вопросы или просто сказать «спасибо» за ясные, добрые и поучительные песни.
Последние семь с половиной лет жизни Светланы тесно связаны с Липецким краем. Она восстанавливает храм преподобного Сергия Радонежского в селе Липовка Задонского района, собирая пожертвования для возрождения святыни на своих концертах.
Мы встречаемся в гримерной и едем в Липецкое епархиальное управление — выпить горячего чаю с монастырской выпечкой. В машине происходит наше знакомство, но оно настолько непринужденно, что кажется, давно знаем друг друга. Входим в здание Епархиального управления.
— А я здесь когда-то давно была. Тут проходил один из первых моих концертов в Липецке, — улыбнулась Светлана.
— Светлана Вадимовна, каждая страна, каждый город имеет свое «лицо», «характер». Скажите, липецкий зритель, слушатель чем-то отличается от других?
— Меня здесь очень тепло принимают. Я всегда с удовольствием выступаю в Липецке, как, впрочем, и во всех других городах нашей необъятной страны. Просто где-то зрители более сдержаны, поначалу стеснительны в общении, а где-то сразу идут на контакт. Но в любом случае — это две-три песни, а дальше устанавливается та атмосфера, в которой нам очень приятно общаться.
— Вы выезжаете только на концерты или у Вас есть встречи, предполагающие, преимущественно, общение.
— Такие встречи у меня бывают, в основном, в духовных семинариях.
— Что Вы стремитесь передать семинаристам?
— У них всегда есть свои вопросы, и я стараюсь отвечать не назидательно, тем более — это будущие священнослужители. Просто делюсь своим жизненным опытом. Стараюсь никогда не навязывать своего мнения, поэтому и жанр песен у меня притчевый. Людям ведь не нравится, когда им указывают, как жить.
— Легко ли рождаются песни?
— По-разному. Но я не могу сказать, что испытываю муки творчества. Обычно песни создаются радостно.
— А сколько времени требуется на создание новой песни?
— Когда как. Бывает, два-три дня. А случается, музыка рождается за пять минут — например, за рулем автомобиля. И тогда главное — успеть ее записать.
— Каким образом?
— Просто напеваю на телефон.
— Вы помните все свои мелодии?
— Новые и еще не записанные могу забыть, поэтому стараюсь сразу записать. Иногда не успеваю, кто-нибудь, например, позвонит, отвлечет, и красивые мелодии стираются из памяти.
— У Вас есть любимый поэт?
— Конечно. Пушкин. И Есенин нравится. У него очень пронзительные стихи.
— Да, в жизни и творчестве Есенина сказалась трагедия всей эпохи: от веры к безверию и поиску веры… А Вы всегда были верующей?
— Нет. В храм хожу около двадцати лет. Юность моя прошла в безверии. Но прабабушка всегда ходила дома в платочке, из чего я сделала вывод, что она была верующей. Я не видела, когда она молилась, но научила меня молитве «Отче наш», хотя я была тогда некрещеной. (Крестили уже в 13 лет.) Однажды в комоде у прабабушки увидела вышитого ангелочка. Похожими вышивками в старину украшали воздухи [покровы на священные сосуды]. Этот ангелочек у меня до сих пор сохранился, слава Богу! Когда была маленькая, меняла его на всякие сундучки, кулончики, но потом хватало ума выменять его обратно. И я очень рада, что сегодня он украшает мой красный угол.
— На своих концертах Вы всегда с покрытой головой?
— Хотя бы ободок на волосах всегда. Такой символичный покров.
— Это с чем-то связано?
— Сегодня на второе отделение я забыла надеть ободок. Просто забыла. Но вообще стараюсь хотя бы условно покрывать голову, пусть даже тоненьким ободком, так как, по словам апостола Павла, женщина не должна говорить о Боге с непокрытой головой. Поскольку я пою песни духовного содержания, то считаю своим долгом соблюсти это правило. Так себя лучше чувствую. И мне так нравится.
— Вспомните, пожалуйста: что было для Вас самым сложным и непонятным в начале воцерковления?
— Все было непонятным!
— Вас что-то огорчало?
— Конечно! Посты меня огорчали — как откажешься от мяса? Но, как все новоначальные, я слишком с большой ревностью приступила к выполнению всех предписаний относительно внешнего поведения. Со всем жаром неофита принялась соблюдать посты, вплоть до тщательного прочитывания на упаковке, обертке состава печений, на предмет наличия в них сухого молока или яичного порошка. Сейчас-то понимаю, что для Господа более важно состояние нашего сердца. «Сердце чисто созижди во мне», — просим мы в утренних молитвах и в правиле ко Причастию. Многие люди сегодня все внимание уделяют именно внешнему. Яичный порошок не едят, а мужа родного «едят» так, что он, бедный, бежит от православия, как от чумы. Если бы мы жили действительно по-православному, как призывает нас в Евангелии Господь, то все бы тянулись к нам и думали: «Как благодатно рядом с такими людьми!» Но таких я встречала в своей жизни очень мало!
— Какие встречи в Вашей жизни самые важные?
— Прежде всего, встреча с моим духовником, протоиереем Артемием Владимировым. Важным стало знакомство с архимандритом Рафаилом (Карелиным).
— Ваш супруг разделяет Ваше мировоззрение?
— Он мне очень помогает. Он — моя опора. Когда я приезжаю к родителям, то чувствую себя, как в детстве. Так же и супруг дает мне почувствовать себя ребенком. Когда я приезжаю с гастролей, он окружает меня такой заботой, таким вниманием! С ним приятно быть слабой. Он — и тыл, и стена, за которую можно спрятаться. Он — глава семьи. К сожалению, из-за моих частых поездок мы сейчас редко видимся. Общаемся, в основном, по телефону и по скайпу.
— Что самое главное в семейной жизни?
— Уважение, — даже не задумываясь, отвечает Светлана. —Любовь, в современном понимании молодежи, быстро проходит, а любовь, о которой говорится в Евангелии, — взращивается. И чтобы ее взрастить, нужно приложить много труда. Ее надо оберегать, поливать, удобрять и так далее. А чем удобрять? Терпением, стремлением послужить родному, близкому человеку, стараться не заметить его недостатки.
— Апостол Павел пишет: «Да убоится жена мужа». Что для Вас означают эти слова?
— Убояться — не в смысле страха, а в смысле уважения. «Бояться мужа» — это рождается от страха Божия, который выражается в боязни согрешить, предать Его любовь. Похожий страх должен присутствовать и в семейных отношениях.
– Чего Вы не можете позволить себе ни при каких условиях?
— Много чего не могу позволить. Например, я никогда не буду курить. Думаю, что не могу изменить мужу, — мне кажется, я не предательница. (Лучше, конечно, не зарекаться, ведь даже апостол Петр, который говорил Христу, что никогда Его не предаст, трижды отрекся от Него в ту же ночь.) Предпочитаю не слова, а действия. Знаю, что из России я никуда не уеду.
— Любите Россию?
— Люблю Россию, да.
— Тютчев писал: «…в Россию можно только верить». В чем, по Вашему мнению, выражается вера в Россию?
— Мне кажется, люди, критикующие Россию, могут так же хулить и свою мать, потому что Россия — как мать. Разве можно перестать любить ту, которая тебя родила, взрастила, если она тяжело заболела или сбилась с истинного пути?
— Что Вам особенно дорого в России?
— Все дорого. Люблю русскую природу, монастыри. Русский характер люблю, пусть он не без изъянов… Я из Сибири родом. Сибирский народ — очень открытый, добрый, независтливый, всегда готовый прийти на помощь. Очень большой контраст с Европой. Там все улыбаются, а душевного тепла при разговоре не ощущаешь, все очень обособленные, каждый сам за себя. Русского в Европе сразу видно. Другие мы.
— В своем творчестве Вы больше ориентируетесь на православного, воцерковленного зрителя, слушателя?
— Я стремлюсь к тому, чтобы быть близкой неправославному зрителю, слушателю. Воцерковленным людям, по большому счету, мои песни не нужны. Они все это знают. Нередко ко мне на концерт приходят владыки, священники, монахи, а мне кажется, что мои песни — больше для тех, кто только ищет свой путь к Богу.
— Что посоветуете людям, которые ищут Бога, но не могут поверить в Него?
— Есть такая молитва из Евангелия: «верую, Господи! помоги моему неверию». Просить у Господа веры, молиться: «Я хочу, Господи, поверить. Помоги мне уверовать в Тебя». Знаете, что на меня произвело очень большое впечатление? — «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского. Когда я это прочитала, у меня сразу все вопросы отпали и уверовала в Бога. Поэтому посоветовала бы тем, кто хочет, но не может обрести веру, начать с изучения этой книги.
— В чем для Вас открылась красота православия?
— Да во всем! В службе, в убранстве и архитектуре храма, в иконах…
— Богослужения для Вас — любимая часть православной жизни? Судя по тому, что Вы сразу их назвали…
— Да, я люблю богослужение, — задумчиво ответила Светлана. — А сейчас еще и начала подпевать в храме.
— У Вашего духовного отца?
— Нет, в Липовке, — с особой теплотой в голосе произнесла Светлана Вадимовна название полюбившегося села. — У отца Артемия в Москве профессиональный хор, а я нот не знаю, пою только на слух.
— Отец Артемий Владимиров очень почитаем среди православных. Поделитесь опытом послушания духовному отцу — например, надо ли на все брать благословение?
— Нет, я считаю, что на все брать благословение не следует. Зачем мучить духовного отца вопросами: лечиться мне или дальше кашлять, можно ехать в отпуск или нельзя? Духовный отец нужен, чтобы помочь решить духовные вопросы. А что касается бытовых проблем, то для чего тебе голова дана? Думай сам, лечиться тебе или нет. Есть прекрасные врачи. А духовного отца ты лучше попроси помолиться за тебя. Мне кажется, духовное лицо не призвано решать личные вопросы, связанные с медициной, образованием, устройством быта: купить мне новый холодильник или пользоваться старым, и тому подобное. Зачастую получается, что у духовного отца люди спрашивают ерунду всякую, а не как спасаться. В итоге, они не получают никакой духовной пользы и только утомляют батюшку.
— А в каких случаях Вы обращаетесь к духовному отцу?
— Когда не могу разрешить какой-то духовный вопрос, когда меня сильно что-то угнетает, — например, не могу долго избавиться от обиды. Тогда прошу у духовного отца молитвенной помощи, совета, как избавиться от греха.
— В каком монастыре Вы больше любите бывать?
— Мне очень нравится Свято-Троицкая Сергиева Лавра, я там живу недалеко. И Дивеево очень нравится. Правда, давно туда не ездила. Хорошо помню Дивеево, когда там была еще старая канавка. Последний раз была лишь проездом, очень коротко. Нас привезли с фестиваля с оказией, на службу. И я ничего не узнала. Так все изменилось, так красиво стало! И наш монастырь [Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где почивают мощи святителя Тихона] я тоже очень люблю.
— Часто бываете в нашем монастыре?
— Когда приезжаю в Липовку, всегда стараюсь посетить этот монастырь, поклониться мощам святителя Тихона. Очень его почитаю.
— Житие святителя Тихона ведь тоже с Липовкой связано…
— Да! Один из представителей рода Бехтеевых, чье имение находилось в Липовке, — Никандр Бехтеев, был очень близок святителю, принял под его влиянием монашество.
— А как Вы впервые были в Задонском монастыре?
— Когда первый раз попала в Задонск, я еще не знала о храме в Липовке. У меня был концерт в Воронеже, после которого меня пригласили поехать в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Когда с букетом цветов я подошла к раке святителя Тихона, то почувствовала небывалое умиление на сердце. Неожиданно монах, несший послушание у мощей, открыл предо мной раку. Он не мог меня знать, но почему-то открыл… А мои спутники подошли уже к закрытым мощам. Так получилось, что их только для меня и открыли. Представляете? Через некоторое время все сопоставила: преподобный Сергий призвал меня восстанавливать храм в честь его имени, и святитель Тихон так благосклонно принял меня. Он же был другом семьи Бехтеевых и сам руководил постройкой этого храма, иногда месяцами пребывая в Липовке. Там все намолено, ощущается такая благодать! Все говорят об этом.
— Вас часто узнают в храмах, когда Вы бываете на гастролях…
— Да, поэтому я сейчас не очень люблю ходить в храмы в местах гастролей. Одно дело — когда прихожу в храмы, где меня хорошо знают, где ко мне привыкли, — там мне хорошо, спокойно. И другое дело — когда прихожу на службу в других городах: сразу узнают, подходят. Хорошо, если после богослужения, а бывает, что прямо во время службы просят дать автограф, или что-то спрашивают… Такое не может нравиться.
— Хочется спокойно помолиться…
— Да. Поэтому стараюсь приезжать в наш храм [в Липовке].
— А как Вы в Липовке стали петь на клиросе?
— На клиросе? Пришла, встала и запела, — улыбнулась Светлана. — Сначала у нас не было певчих и мне иногда приходилось петь всю службу одной. Впрочем, мне это нравилось. Всенощную, конечно, сложновато, надо чтобы кто-то помог составить, а Литургию я, слава Богу, могу и одна спеть. Сейчас же у нас есть певчие, хорошие такие, муж с женой. Они начали петь, а я чувствую, что мне их тональность очень подходит. Стою в сторонке и им подпеваю. Матушка заметила и предложила с ними петь. «А я не помешаю?» — «Нет, ну что вы, не помешаете». Потом еще несколько раз переспрашивала: «Точно, не мешаю?». «Да нет, нет. Все хорошо». И я тогда уже осмелела.
— Вы всегда приезжаете в Липовку на праздник преподобного Сергия Радонежского?
— Стараюсь. На летний праздник не всегда получается приехать, иногда бываю в это время в Екатеринбурге. А на осенний праздник — обязательно. Выстраиваю график концертов так, чтобы 7—8 октября быть в Липовке. К нам в этот день очень много людей приезжает. И мне, конечно, хочется быть там.
— Как получилось, что Вы начали восстанавливать этот храм?
— Думаю, Сам Господь меня привел, благодаря книге воронежского автора Владимира Константиновича Невяровича «Певец Святой Руси» о Сергее Бехтееве. Мне Невярович как-то написал, что ему нравятся мои песни, вскользь заметив, что у него должна выйти в свет эта книга. Потом мне ее один батюшка подарил. Я нашла письмо от Невяровича и написала ему, что мне подарили его книгу и летом обязательно ее прочту. А он отвечает: «Эта не та книга, которую надо откладывать до летних каникул». Я заинтересовалась и открыла ее, как раз на фотографии храма в имении Бехтеевых. Все с этой фотографии и началось. Что-то со мной в тот момент произошло — не могла найти себе покоя, пока не приняла решения помогать. Все время об этом думала. И не просто думала, а с особым волнением, трепетом — ведь мне предстояло принять очень важное решение, которое должно было отразиться на всей моей последующей жизни.
Написала тогда Невяровичу: «Неужели никто не восстанавливает этот храм, и он до сих пор находится в том виде, каким я его увидела на фотографии в книге?» Владимир Константинович отвечает: «Да. Никто не восстанавливает. Храм разрушается. Еще год-два, и он рухнет». В тот момент отца Артемия рядом не было. Он был в отъезде и почему-то недоступен по телефону. А я от волнения не могла ждать и написала отцу Рафаилу (Карелину) о своем робком желании собирать на концертах средства на восстановление храма. Он мне ответил: «С духовной радостью прочел о Вашем решении и намерении восстановить храм в имении поэта Сергея Бехтеева. Призываю на Вас Божие благословение». Так моя жизнь оказалась тесно связанной с Липецким краем.
— Сколько лет прошло с тех пор?
— Семь с половиной.
— Храм уже восстановлен?
— Храм полностью восстановлен, кроме росписи. Росписью покрыт только алтарь. Сейчас расписывается купол. К середине ноября должны закончить. Очень хочется завершить роспись храма к его 250-летнему юбилею в 2019 году.
— Что будете делать после завершения росписи храма?
— Это очень дорогостоящее дело, и на него уйдет много времени, но есть и другие планы: хочу построить хорошую зимнюю трапезную, привести в порядок кладбище, сделать ограду. Еще нам отдали здание старой школы, которое тоже надо восстанавливать. Старая часть школы, правда, отремонтирована. В этих помещениях останавливаются священники. Но к школе есть пристройка — четыре класса. Здесь можно устроить музей и дом для паломников.
— Кто помогает Вам в восстановлении храма?
— В первую очередь — Господь. А так, помогают мои зрители, слушатели. Я всегда на концертах с ящичком, собираю пожертвования — и на них восстановился храм. Конечно, есть и крупные жертвователи: липовый резной иконостас с позолотой нам пожертвовал Валерий из Москвы, прихожанин Александр Иванович помог с железом на кровлю, Александр Сергеевич всю проводку бесплатно сделал, Сергий из Петербурга смастерил прекрасный шкаф для облачений. Иконы тоже жертвуют. Слава Богу!
[Надо заметить, что стоимость билетов на концерты Светланы Вадимовны Копыловой доступна даже для людей с очень небольшим достатком, что сегодня большая редкость.]
— Светлана, по Вашему мнению, каким должно быть искусство? В чем его назначение?
— Пробуждать добрые душевные порывы.
— Точно, как у Александра Сергеевича Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал…» А что Вы можете сказать об оправдании засилья порока представителями массовой культуры: «Мы показываем то, что людям нравится»?
— Это купленные люди, наверное. Или люди, в которых спит совесть, а, должно быть, и совсем умерла. Людям не может нравиться все то, что показывают. Они могут привыкнуть к этому, и через поколение это станет нормой. Но не все смотрят телевизор! Я, например, не смотрю. И другим советую быть разборчивыми в выборе программ.
— Вы — такая хрупкая, что помогает выдерживать напряженный концертный график?
— Только Господь, — решительно отвечает Светлана. – Иногда, кажется, что уже нет никаких сил, как вдруг чувствую прилив бодрости. И пока гастрольный тур не пройдет, я — как батарейка заряженная. Сама себя называю «батарейка энерджайзер». А когда приезжаю домой, то чувствую, что «разрядилась». Мне надо лежать, спать, отдыхать. Муж меня кормит, приносит свежевыжатый сок. Потом снова начинаются гастроли и вновь появляются силы, «заряжаюсь» каким-то неведомым способом.
— Господь помогает…
— Господь! Я уверена в этом! И когда перестану «заряжаться», значит, Господь решит, что мне хватит, что выполнила свою миссию.
— А как Вам при такой занятости удается воспитывать сына?
— Никак не удается. С четырнадцати лет он, он, можно сказать, без матери. Но, слава Богу, рядом с ним отец, и мальчик вырос хорошим. Слава Богу! Я очень боялась за него в переходный период, когда он охладел к вере, как многие подростки. Но сейчас ему 23 года и милостью Божией все становится на свои места. Он студент. Отслужил в армии. Я довольна им. Мне кажется, что воспитание особенно важно в младенчестве. Все важные ценности закладываются в раннем возрасте. Я стала гастролировать, когда сыну было 14 лет, и не могла уделять ему много внимания. Но сейчас вижу, что вырос хорошим человеком. Семена доброты, справедливости, которые мы с мужем пытались заложить в него в детстве, дали свои всходы. Я же ему и Библию читала, и в храм возила. Сейчас мы с ним как друзья общаемся.
— Как Вы молитесь за своего сына?
— Мой духовный отец дал мне молитву, которую я читаю каждый день.
— Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями.
— «Господи, Ты видишь душу неразумного чада моего и окружающие его соблазны. Не попусти ему совершенно поработиться страстьми и похотьми. Но просвети раба Твоего (имя) и настави на делание Заповедей Твоих покаянием. Не презри, Создатель, немощной молитвы моей, но исполни во благих чаяние материнского сердца, молитвами Богородицы и всех святых твоих. Аминь».
— Какие ошибки Вы видите в воспитании детей?
— Первое, что пришло на ум, — нельзя сравнивать. Нельзя говорить: «Вот твой друг, или сын знакомых — такой хороший, а ты — не такой». Также неправильно говорить: «Ты — самый лучший!». Это развивает тщеславие. Но особенно нехорошо принижать ребенка, сравнивая его с кем-то. Какие еще ошибки? Нельзя баловать деньгами. Я пока не знаю, как этого избежать, потому что когда стала много ездить и мало уделять времени сыну, появилось чувство невыполненного долга: «Если не могу дать внимание, то должна хоть деньги дать». Но мне кажется это неправильным. Человек должен понимать цену деньгам. А как это сделать, я пока не знаю. Но и вынуждать его, студента, работать, если могу помочь, я тоже не в состоянии. Мне кажется, он сам должен понять и захотеть помочь…
— Вы сказали, что ребенка нельзя перехваливать во избежание тщеславия. А как Вам самой при такой популярности удается сражаться с «медными трубами»?
— Мне кажется, удается. Не могу сказать, что я не подвержена этому греху. Я в нем исповедуюсь. Но стараюсь всегда относить похвалу мне — к Богу. Например, когда мне говорят: «Вы меня спасли!», отвечаю: «Это Господь Вас спас через мои песни». Я очень хорошо понимаю: все доброе, что у меня есть, — дано от Бога. Талант — тоже от Него. И мне самой нравятся мои песни, я их себе и не приписываю, а смотрю на них совершенно отстраненно, будто мне их дали готовыми. Считаю себя лишь проводником.
— Светлана, а в чьем обществе Вам особенно приятно находиться?
— В одиночестве. Но это не значит, что я не люблю общаться.
— У Вас так много общения, что хочется побыть одной, в тишине?
— Совершенно верно, — зайти не только в свою келью, но и в клеть своего сердца.
— Расскажите, пожалуйста, о новом альбоме, который Вы сегодня представляли на концерте.
— Пятнадцатый, — с ласковой усталостью уточняет Светлана.
— Юбилейный… Как он родился?
— Один знакомый, Мишель Лазарев (это его псевдоним), прислал мне стихи о событиях 1917-го года. Они легли мне на сердце, сразу родилась музыка. И я подумала: куда же мне их «пристроить»? У меня ведь все диски тематические: притчи, баллады. А тут такая специфическая тема — белогвардейская. Пришла мысль: отталкиваясь от этой песни, собрать еще ряд произведений, чтобы записать тематический альбом. Я стала что-то искать, что-то сочинять, что-то само приходило. Так родился новый альбом.
— Вы назвали его «Ностальгия». На ваш взгляд, это чувство присуще кому-то еще кроме русских?
— Ностальгия — только у русских. Это аксиома.
— Вы восстанавливаете храм в поместье Бехтеевых, а есть ли у Вас альбом на стихотворения Сергея Бехтеева?
— Нет, как ни странно.
— Собираетесь?
— Нет. На его стихи так много людей пишут песни, что все они много раз спеты. Правда, у меня есть две песни: одна на очень известное стихотворение «Молитва» [«Пошли нам, Господи, терпенье…»], а другая — на малоизвестное стихотворение «Сын грома». Эта песня очень нравится молодежи.
— Светлана Вадимовна, что пожелаете посетителям нашего сайта?
— Мне так часто задают этот вопрос. Не хочется повторяться, хочется каждый раз сказать что-то новое, небанальное…
— Или, может, Вы хотите, чтобы, прочитав Ваше интервью, наши читатели задали себе какой-то вопрос?
— Задали вопрос себе? — «Зачем я живу?».
— А зачем живет человек, на Ваш взгляд?
— Я бы ответила словами преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен…», достойный Вечной жизни.
— Что Вас радует?
— Меня радует все. Меня радует наступивший день. Меня радуют мои родители, муж, сын. Я боюсь их потерять и радуюсь каждому дню, проведенному с ними. Поэтому читателям сайта я бы пожелала не быть мелочными в отношениях с близкими, покрывать их недостатки любовью, стараться ценить их достоинства и помнить, что мы сами далеки от совершенства. И, прежде чем судить кого-то, вспомнить о своих прегрешениях.
— О чем у Вас болит душа?
— О невоцерковленных близких.
— Зачем человеку нужна семья?
— Как сказано в Писании? — «не хорошо человеку быть одному».
— Как узнать, что это твой человек?
— Нужно пуд соли с ним съесть.
— А пожить несколько лет до брака, как сейчас модно?
— Сейчас это называют стыдливо «гражданский брак», а раньше называли прямо и ясно — «блудом». Проверить человека можно и без сожительства, посмотрев, как он себя ведет в трудных ситуациях. А если «уж замуж невтерпеж», тогда и несите этот крест, спасайтесь этим, смиряйтесь. Воспринимайте все неприятности, как семейный крест, и не ропщите. Знаете, есть такая притча — приходит молодой человек к старцу и спрашивает: — Отче, как благословите — жениться мне или в монашество идти? — А все равно, — отвечает старец. — Как, все равно? — Все равно потом пожалеешь.
… Нет жизни без креста. У каждого — свой крест, свои испытания, и от того, как мы их претерпим, будет зависеть наша вечная участь.
Со Светланой Копыловой беседовала Валентина Швайдак,
фото Ольги Поповой, Андрея Клюева и Светланы Жолобовой.
Октябрь, 2015 год.